Растущие требования потребителей современного мебельного рынка ставят деревообработчиков во все более жесткие рамки. В первую очередь, это относится к качеству поверхности. Рано или поздно каждый производитель сталкивается с появлением брака на изделии. В этой статье мы рассмотрим некоторые причины возникновения проблем при шлифовании заготовок и предложим пути их решения. 

Продольные и поперечные полосы 

Возникновение синусоидальных продольных полос на шлифуемом изделии может происходить из-за некачественного абразивного материала. Второй причиной возникновения этих полос является местное притупление или забивание (засаливание) абразива ленты. При повреждении контактного элемента станка (вала или "утюжка") дефект на поверхности изделия носит строго прямолинейный характер. Он может выглядеть  в виде пунктирной или непрерывной линии. Возникновение неявных прямолинейных продольных полос обусловлено чрезмерным давлением на "утюжок". Возможным источником появления поперечных полос является износ системы подачи заготовки. При этом заготовка в зоне шлифования проходит  рывками. При изменении скорости подачи шаг между полосами не изменяется. Основанием для этого могут служить износ редуктора системы подачи или износ транспортных валов. Если контактный вал или шлифовальная лента является причиной возникновения полос, то при смене скорости подачи расстояние тоже изменится. Поперечные полосы могут возникать из-за неправильно склеенного шва. Зная шаг поперечных полос можно выявить, что причина данного дефекта кроется в шлифовальной ленте - в месте склейки ("биение шва"). Если предположение подтверждается, лента подлежит замене.

Появление поперечных полос может вызывать контактный вал станка. Причиной этому может служить дисбаланс калибровального вала или износ опорных подшипников. Если причина возникновения полос заключается в контактных валах, то расстояние между полосами должно быть результатом следующих вычислений.

S = (Скорость подачи х диаметр контактного вала х 3,14) / (скорость ленты х 60) = mm

Диаметр контактного вала - мм

Разнотолщинность отшлифованного изделия

При шлифовании плит может возникнуть такая серьёзная проблема, как различная толщина изделия по ширине. Виной этому может послужить следующие причины: 

  • Неравномерный износ контактного вал станка  или неравномерный износ утюжка;
  • Неправильная настройка станка;
  • Неравномерный износ шлифовальной ленты.

Для того чтобы избежать неравномерного износа ленты необходимо использовать всю её рабочую ширину. 

 

Быстрый износ или засаливание шлифовальной ленты

Низкий срок службы лент может быть обусловлен неверно подобранными зернистостями лент при переходе с одной операции шлифования на другую. Например, если после обработки изделия зернистостью Р40 перейти к обработке зернистостью Р180. Такой переход приведет к увеличению нагрузки на вторую ленту и, как следствие, к ее быстрому износу. Кроме того, при данном соотношении зернистости шлифовальная лента не сможет в полном объеме убрать глубокие царапины, полученные на операции калибрования. Именно по этой причине при последовательной обработке рекомендуется использовать ленты по принципу "через зерно" - то есть если Вы в качестве первой ленты использовали ленту с зернистостью Р40, то вторую ленту рекомендуется ставить Р80, пропуская одну зернистость (в данном случае Р60).

К быстрому забиванию ленты приводит также плохая система аспирации. Необходимо, чтобы скорость потока воздуха на выходе из станка была не менее рекомендованной в инструкции по эксплуатации станка, в противном случае в зоне обработки присутствует избыточное количество пыли, осаждающееся и на шлифовальную ленту и на саму заготовку.

Особая сложность возникает при шлифовке смолистых пород древесины и окрашенных (прогрунтованных) заготовок. В этом случае лента забивается смолой, краской, грунтом, лаком. Для этих целей разработаны специальные ленты, а для окрашенных, лакированных поверхностей, ленты со специальным покрытием - стеаратом.

Сход или разрыв шлифовальной ленты

Сход шлифовальной ленты со станка может происходить из-за её неправильной геометрии ленты. Если шлифовальная лента изготовлена с конусом, то при включении станка она "сбегает" в одну сторону. Самый быстрый и эффективный способ проверить качество склейки ленты это перевернуть её. При включении станка  она должна сбегать в другую сторону. Если этого не происходит и лента продолжает "сбегать" в ту же сторону, что и раньше - то проблема в настройках станка.

Разрыв лент может происходить из-за нескольких факторов:

  • Неравномерно распределена нагрузка на ленту. Обработка производится с одной стороны рабочей зоны станка.
  • Неправильная геометрия шлифовальной ленты. Шлифовальная лента имеет вид бочки или галтели. Чаще всего причиной этому служат неправильные условия хранения лент (высокая или низкая влажность помещения для хранения лент).
  • Износ контактного или натяжного валов. При этом происходит «складывание» шлифовальных лент.
  • Неправильно работает датчик осцилляции, например – запылён.
  • Большой припуск на обработку.
  • Предельный износ или засаливание шлифовальных лент.
  • Неправильная настройка станка.
  • Проскальзывание шлифовальной ленты относительно контактного вала.  Чаще всего это происходит из-за несоответствия длинны шлифовальной ленты или из-за слабого натяжения.

Описать в рамках одной статьи все причины возникновения брака при шлифовании практически невозможно.  Для точного выявления факторов, негативно влияющих на процесс обработки, необходима индивидуальная консультация со специалистами службы технической поддержки.